В московском метро вводят систему профайлинга пассажиров


17 Июня 2015

В руководстве подземки считают, что компьютерная система безопасности не так эффективна, как глаз опытного специалиста.

В Московском метрополитене начала действовать система так называемого профайлинга — мониторинга психологического состояния пассажиров. Отныне, если вам от 14 до 35, вы одеты не по погоде и на вас головной убор, — готовьтесь ответить на вопросы службы безопасности.

— Специальные сотрудники по внешним признакам, по поведению могут предположить, есть ли у пассажира умысел совершить теракт или нет, и вычислять таких людей из общей массы, — поясняет эксперт Комитета Госдумы по транспорту Сергей Груздь.

Теперь в подземке работают около пяти тысяч таких сотрудников. Все они проходят обучение, после которого по одному взгляду на человека могут распознавать террористов. Для них же создана специальная памятка.

В первую очередь под подозрение попадают женщины в просторной одежде — часто смертницы имитируют беременность, чтобы скрыть взрывное устройство. И — неожиданно — в памятке советуют обратить внимание на запах — от потенциальной террористки может пахнуть травами или цветами.

— Это может быть связано с тем, что перед терактом люди пьют чай, пытаются успокоиться. Кроме того, в некоторых вероисповеданиях перед тем, как перейти в мир, иной существуют обряды, связанные с благовониями, — объясняет ветеран группы антитеррора «Альфа» Андрей Попов.

Особые черты специалисты подметили и у потенциально опасных мужчин. Среди таких стоп-сигналов — смуглое лицо, светлые участки кожи на местах сбритой бороды, чистая обувь, аккуратная прическа — так предполагаемые террористы могли подготовиться к ритуалу погребения. Среди поведенческих особенностей —отрешенный взгляд, дезориентация в метро, равнодушие к происходящему вокруг.

— Это может быть излишняя напряженность, агрессивность, замкнутость, неадекватность, человек может взять билет в один конец, односложно отвечать на вопросы, — перечисляет эксперт.

А между тем о безопасности столичной подземки говорят давно и много. В метро уже установлены металлоискатели, на станциях и в поездах работают видеокамеры. Но такие меры не уберегли, например, от террактов в марте 2010 года, когда всю страну потрясла трагедия на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры». Бомбы привели в действие террористки-смертницы. Погибли сорок человек, около 160 получили ранения. Этот случай показал, что метрополитен нужно защищать надежнее, однако новые методы начали пробовать почему-то только сейчас.

— Таких еще приборов не изобрели, чтобы можно было просканировать всю толпу и вычислить человека, который собирается совершить неблаговидный поступок, — отмечает Груздь.

Ставку на систему профайлинга сделали прежде всего потому, что глаз опытного специалиста может оказаться куда полезнее самых современных приборов. Тем более, что положительный зарубежный опыт уже имеется. Так, аэропорт имени Бен-Гуриона в Израиле считается самым безопасным в мире. За последние 40 лет там не произошло ни одного теракта. Правда, израильские спецслужбы не делятся своими секретами, но доподлинно известно, что в этом аэропорту работают специальные люди, обученные профайлингу.

Ранее в МЧС назвали небезопасными большинство станций московского метро, но уже с точки зрения пожаров. Выяснилось, что системы пожаротушения и сигнализации примерно 80 процентов станций Московского метрополитена не соответствуют современным требованиям и нуждаются в модернизации.

Однако представители метрополитена сообщили, что модернизация пожарной системы уже началась. На обновление и автоматизацию метро в общей сложности потратят 800 миллионов рублей. В первую очередь современную автоматику установят на станциях, простроенных в 1930 — 1970-х годах. Одновременно с этим руководство подземки назвало часть претензий МЧС незаконными.

http://lifenews.ru/news/155775